Администрация Любытинского муниципального района

Изменения в законодательстве

Автор: Прокуратура Любытинского ра...
Прокуратура информирует об изменениях в законодательстве.
Изменения в законодательстве.

1. Ответственность за несоблюдение требований к содержанию домашних животных.

Федеральным законом от 30.11.2024 № 440-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, которыми установлена административная ответственность за несоблюдение требований к содержанию домашних животных.
Общие требования к содержанию животных их владельцами определены в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В частности, владельцы животных обязаны:
обеспечить надлежащий уход за животными;
обеспечить своевременное оказание животным ветеринарной помощи и своевременное осуществление обязательных профилактических ветеринарных мероприятий в соответствии с требованиями законодательства, регулирующих отношения в области ветеринарии;
принять меры по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;
предоставить животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;
осуществлять обращение с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несоблюдение указанных требований к содержанию животных влечет наступление административной ответственности по ч. 1 ст. 8.52 КоАП РФ. 
Санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде предупреждения или административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Норма закона применяется с 11.12.2024.

2. Виды ответственности за невыплату заработной платы

Согласно ст. 236 ТК РФ за каждый день задолженности работодатель обязан выплатить работнику компенсацию. При задержке зарплаты более чем на 15 дней работник вправе приостановить работу до ее выплаты, письменно уведомив работодателя об этом. За все время приостановки работодатель обязан выплатить средний заработок, рассчитанный так же, как при командировке (ст. 142 ТК РФ).
За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, также предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Частью 6 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный законом срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.
Совершение данных правонарушений влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 рублей до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1 000 рублей до 5 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.
При повторном нарушении ответственность наступает по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ и налагается штраф на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
При этом, невыплата заработной платы может повлечь и уголовную ответственность руководителя организации или предпринимателя, являющегося работодателем, по ст. 145.1 УК РФ.
Уголовная ответственность работодателя по ст. 145.1 УК РФ наступает в случаях, когда работодателем частично не выплачивается свыше трех месяцев заработная плата, пенсия, стипендия пособия и иные установленные законом выплаты (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ), либо если совершена их полная невыплата свыше двух месяцев (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ).
При частичной невыплате понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.
При этом подлежат уголовной ответственности физические лица-работодатели, совершившие преступления из корыстной или иной личной заинтересованности при наличии реальной финансовой возможности для выплаты, либо при отсутствие такой возможности вследствие неправомерных действий данных лиц.

3. Внесены изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

Федеральным законом от 30.11.2024 437-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Закреплено право военнослужащих-граждан и граждан, уволенных с военной службы, воспитывающих ребенка-инвалида, на внеочередное обеспечение жильем либо жилищной субсидией.
Кроме того, определены категории военнослужащих, которым предоставляются вне очереди служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях или арендованные жилые помещения.
Вне очереди жилые помещения, предоставляются:
командирам (начальникам, руководителям) воинских частей (организаций, учреждений, органов), а также руководителям (начальникам) центральных органов военного управления и структурных подразделений центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
военнослужащим, удостоенным звания Героя Российской Федерации;
военнослужащим, имеющим трех и более детей либо одного и более ребенка-инвалида, проживающих совместно с ними;
военнослужащим, указанным в пункте 2.1 статьи 36 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
военнослужащим - гражданам, в отношении которых руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, приняты решения о предоставлении вне очереди служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях или арендованных жилых помещений;
военнослужащим - гражданам, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди."
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

4. Внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации в части запрета заключения брака с определёнными лицами

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2024 № 260-ФЗ часть 2 статьи 156 Семейного кодекса РФ дополнена запретом на заключение брака между лицами, хотя бы одно из которых является иностранными гражданином или лицом без гражданства, сведения о которых включены в реестр контролируемых лиц, предусмотренных законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Также Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" дополнен статьей 31.2, устанавливающей порядок ведения реестра контролируемых лиц.
Такой реестр предусмотрен в целях учёта иностранных граждан, находящихся на территории России и не имеющих для этого законных оснований.

5. Ответственность за оказание медицинских услуг ненадлежащего качества

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены принципиально важные гарантии при оказании медицинской помощи:
– приоритет интересов пациента;
– соблюдение врачебной тайны;
– недопустимость отказа в медицинской помощи и др.
Вместе с тем вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями.
Также потерпевшими может быть заявлено требование о компенсации морального вреда. При этом возмещение такого вреда не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к установленной законом ответственности.
Медицинский работник может быть привлечен к уголовной ответственности по части 2 статьи 109 УК РФ (за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), по части 2 статьи 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей), по части 4 статьи 122 УК РФ (заражение ВИЧ-инфекцией).
Также к уголовной ответственности может быть привлечено лицо за совершение иных преступлений, например, таких как: проведение искусственного прерывания беременности лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля (часть 1 статьи 123 УК РФ) и др.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, которые могут выражаться в нарушениях организации процесса и условий оказания медицинской помощи, влекущих опасность возникновения последствий в виде причинения по неосторожности вреда здоровью пациента или его смерти, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 2 и 3 статьи 293 УК РФ (Халатность).

6. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) – это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.
Обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Статьей 28 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Так, за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная, либо уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дисциплинарная ответственность выражается в применении работодателем взыскания к работнику, совершившему дисциплинарный проступок вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него обязанностей, выразившегося в нарушении норм трудового законодательства.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Административная ответственность за нарушения в рассматриваемой сфере предусмотрена перечнем статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), таких как: ст.6.35, ст.8.2, ст.8.2.1, ст.8.2.2, ст.8.2.3, ч. 2 ст. 8.6, ч. 5 ст. 8.13, ст. 8.19, ч. 2 ст. 8.31, ст. 9.20, ст. 10.4, ст. 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, например, частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Данная статья включает в себя двенадцать частей, в соответствии с которыми предусмотрена административная ответственность в том числе за размещение отходов, за повторные нарушения в указанной сфере, за причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, административная ответственность в сфере отходов животноводства.
Статья 8.2 КоАП РФ регламентирует административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Кроме этого, предусмотрена уголовная ответственность за преступления в указанной сфере.
Так, статья 247 Уголовного кодекса Российской Федерации - производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
Данные деяния наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. Если те же деяния, повлекли по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, то наказание предусмотрено только в виде лишения свободы на срок до восьми лет.
Вместе с этим, с виновного лица подлежит взыскание возмещения причиненного вреда, установленного ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

7. Льготы при подключении к электросетям

Пунктом 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, предусмотрено, что при подключении заявители - физические лица один раз в 3 года в границах субъекта Российской Федерации, могут воспользоваться льготой, если соблюдены следующие параметры:
- мощность энергопринимающих устройств не превышает 15 кВт;
- категория надежности – III;
- уровень напряжения 0,4 кВ и ниже;
- расстояние от границ участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации не более 300 м в городах и поселках городского типа и не более 500 м в сельской местности.
Минимальная льготная ставка за 1 кВт максимальной мощности предусмотрена для отдельной категории граждан:
- малоимущие семьи или одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимуму, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- многодетные семьи;
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- лица, награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда";
- лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя";
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- инвалидам и членам семей, имеющих детей-инвалидов;
- пострадавшие, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- пострадавшие, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
- пострадавшие, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в составе подразделений особого риска.
Также участники СВО, признанные ветеранами боевых действий, наряду с другими федеральными льготниками имеют право на льготную ставку по технологическому присоединению.

8. Внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на защиту прав детей

Одним из способов взыскания алиментов, которые добровольно не уплачиваются, является заявление о вынесении судебного приказа.
Особенностью данной процедуры является:
- ускоренное рассмотрение заявления (10 дней);
- непроведение судебного разбирательства;
- приказ выносится без вызова взыскателя и должника.
Таким образом, взыскание алиментов благодаря судебному приказу, происходит быстрее и проще.
Вместе с тем, судебный приказ подлежит отмене при поступлении в установленный срок возражений должника.
В таком случае взыскатель вправе предъявить соответствующее требование в порядке искового производства.
Согласно внесённым изменениям в случае отмены судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей и ️удовлетворения требований взыскателя в порядке искового производства, такие требования удовлетворяются за период, в течение которого алименты подлежали взысканию согласно судебному приказу.
В соответствии с Семейным кодексом РФ требование об уплате алиментов может быть удовлетворено за период не более 3 лет с момента обращения в суд. 
Новый закон позволяет взыскателю в случае отмены судебного приказа обратиться в суд и взыскать их за весь период, указанный в отмененном приказе.
Кроме того, в соответствии с новой редакцией закона появилась возможность обжаловать определение об отмене судебного приказа в случае несвоевременного предоставления должником возражений.

9. С 1 января 2025 года выросла госпошлина за развод и смену имени

Согласно п. 2 ст. 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2025 за расторжение брака каждый супруг заплатит государственную пошлину в размере 5000 руб. вместо 650 руб. 
Не изменится сумма госпошлины за расторжение брака по желанию одного из супругов, если другой признан безвестно отсутствующим, недееспособным или приговорен к лишению свободы на срок более трех лет. 
Согласно п. 4 ст. 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию перемены имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, включая выдачу свидетельства о перемене имени, госпошлина также увеличится с 1600 руб. до 5000 р.

10. В 2025 году повышен МРОТ

С 1 января 2025 года установлен новый минимальный размер оплаты труда, который составил 22 440 рублей в месяц.
Федеральным законом от 29.10.2024 N 365-ФЗ внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
В 2024 году МРОТ был определен в размере 19 242 рубля в месяц. Таким образом, увеличение МРОТ составило 14,1%.
Вместе с этим, в соответствии с региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области от 11 октября 2023 года с 1 января 2025 года минимальная заработная плата в регионе поднимется и составит:
- для работников государственных и муниципальных учреждений – 22 440 рублей (против 19 242 рублей в 2024 году);
- для работников внебюджетного сектора экономики – 24925 рублей (против 20 650 рублей в 2024 году).


 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie